«Эйнштейн на пляже» — опера Филипа Гласса в четырёх актах Это первая опера из так называемой «Портретной трилогии» Вторая — «Сатьяграха» Третья — «Эхнатон» Все три оперы не имеют сюжета, а лишь символический набор эпизодов, живописующих портрет исторической личности, чьи идеи коренным образом изменили картину мира вокруг неё. Фактически, «Эйнштейн на пляже» мало напоминает оперу в традиционном её понимании. Он написан для Philip Glass Ensemble, в котором совсем нет солистов — только небольшой хор, который пропевает бессмысленный набор слогов. Сюжетный текст читает диктор, а в партии главного персонажа, Эйнштейна, вообще нет слов - она написана для скрипки. Филип Гласс о произведении: «Оперным композитором я стал совершенно случайно. Когда Боб Уилсон и я вместе работали над Энштейном на пляже, он был оперой только технически, потому что единственным местом, где его можно было поставить, был оперный театр — нам требовалась оркестровая яма и большое свободное пространство сцены.» Эйнштейн на пляже стал самым знаковым сочинением Филипа Гласса. Первую постановку оперы композитор осуществил на собственные скромные средства — в 60-х и 70-х годах он зарабатывал на жизнь в качестве нью-йоркского таксиста. О первых выступлениях Philip Glass Ensemble Гласс рассказывал так: «На наш первый концерт пришло шесть человек: двое из них были мои друзья, и одна была моя мать» После премьеры всё изменилось - Гласс оказался буквально завален заказами от ведущих оперных театров мира и вскоре стал самым исполняемым оперным композитором XX века.